Компьютерный ресурс У SM

Всё о компьютерах, комплектующих, периферии, мобильных устройствах, софте и аксессуарах к ним

  • INCREASE FONT SIZE
  • DEFAULT FONT SIZE
  • DECREASE FONT SIZE

Установка кулера Gelid Icy Vision на GTX 480

E-mail Печать

Прелюдия

Сам кулер: GELID Icy Vision. Видеокарта: EVGA GeForce GTX 480.

Есть несколько "красивых" тестов этого кулера (см. FAQ темы "Системы воздушного охлаждения видеокарт GTX 460/465/470/480"). Но есть и более взвешенный, трезвый взгляд на хорошо рекламируемый продукт: GELID Icy Vision Graphics Card Cooler. Именно эту статью берем на вооружение, а также опыт энтузиастов, почерпнутый из зарубежных форумов.

 

 

 

 

 

 


Наша задача: качественное охлаждение микросхем памяти, элементов в цепях управления напряжениями (VRM) и самого видеочипа. Т.е. максимально возможное качество контакта радиаторов с поверхностями корпусов элементов монтажа платы, теплораспределительной крышкой видеопроцессора и эффективное рассеивание тепловой энергии в области радиаторов (теоретически).

С этой задачей более-менее успешно справляется штатный кулер GTX 480. Сразу заметим, что значений температуры в 100°C, или близких к нему - не было. Это хорошо. Но шум, издаваемый турбиной видеокарты под максимальной нагрузкой напоминает звук Хариера в момент вертикального взлета с палубы авианосца. При игре в шутер это не столь критично, особенно в наушниках. Но несколько часов за неспешным прохождением стратегии типа ANNO превращают игру в пытку. Плохо. Поэтому - за дело!

Все нижеописанное объясняется исключительно желаниями и личными пристрастиями автора, а также соображениями разумной достаточности (она же лень), не претендует на истину и не является справочным руководством.


Процесс

Не останавливаемся на подробностях демонтажа референсной системы охлаждения (СО) видеокарты. Ссылки на видеоролики есть в упомянутом выше FAQ.
Итак, СО демонтирована, поверхности крышки чипа, микросхем и транзисторов очищены. Видеокарта ждет.

Первое чем нужно заняться, это определить насколько искривлены плоскости поверхностей теплокрышки чипа и основания кулера. При помощи ребра металлической линейки, и приложив основание кулера к крышке чипа, визуально наблюдаем приемлемую совместимость. Если уж совсем откровенно - в центре крышки наблюдаем просвет. Минимальный, доли миллиметра - но он есть. Плоскость пятки кулера относительно ровна, а крышка чипа чуть-чуть вогнута в центре. Еще раз оговоримся - просвет не настолько катастрофичен, как в статье. Поэтому для себя решаем - крышку рихтовать не будем, сойдет.

Второе - определяем качество подгонки высоты крепежных стоек кулера, точнее - высоту расположения ограничителей этих стоек. Как мы помним из статьи, высота стоек типа "B" (для GTX 480) была чрезмерно большой, и основание кулера не прилегало к крышке чипа. Монтируем кулер "на сухую" и смотрим. Основание кулера не просто не прилегает - оно висит в воздухе, ограничители стоек "В" не дают ему возможности прижаться к крышке чипа. Мало того, из четырех стоек две имеют одну (почти одинаковую) высоту, две другие - другую высоту. Как будто эти две пары вытачивали два разных китайских токаря, каждый по своему шаблону.

В идеале нужно расточить ограничители стоек до необходимого размера. Навыки есть (4-ый токарный разряд), станка нет. Просить, платить и ждать - желания нет. Поэтому сделаем то, чего делать теоретически нельзя. Используем стойки типа "С" (для видеокарт АТИ). Почему нельзя: ограничители у стоек "С" гораздо ниже чем у "В" по отношению к печатной плате (PCB), и в результате затягивания винтов в стойках "С" плата будет изогнута, т.к. бэкплейт для кулера не предусмотрен. Поэтому для компенсации высоты ограничителей подбираем комплект шайб, на всякий случай - из диэлектрического твердого материала, хотя это не обязательно. У автора дома нашлось 8 шайб подходящих габаритов - 4 пары. Кроме того, производитель кулера рекомендует обратить внимание на шайбы-прокладки из комплекта. Это тонкие самоклеющиеся кружочки под крепежные стойки. "Если значение температуры нагрева чипа выше ожидаемого - удалите эти шайбы" - примерно так можно перевести рекомендацию производителя. В нашем случае эти прокладки будут использованы по назначению. Итак, с перспективами прижима кулера разобрались.

Переходим к не менее важной задаче - выбор и монтаж радиаторов на микросхемы памяти и транзисторы VRM. Производитель рекомендует сделать так:

 

 

 

Не годится. В рекомендациях не все силовые элементы накрываются радиаторами. На рисунке ниже красным цветом обозначено ЧТО именно (кроме микросхем памяти) требует установки радиаторов:


Проводим ревизию комплектного алюминия, попутно задавая себе вопрос - а может быть, это должна быть медь? Да, - говорим мы себе. И одновременно отказываемся от этой мысли, поскольку предварительно приняли решение не "городить огород" с креплением утяжеленной конструкции, а использовать для крепления радиаторов полоски комплектного двустороннего скотча. Алюминий легок. Медь более теплопроводна. В нашем случае легкость побеждает.
Итак, отбираем из комплекта необходимое:

 

 


Этот выбор - обобщенный сабжевый сетевой опыт, плюс собственное мнение автора.

Приклеиваем радиаторы. Разработчик рекомендует при монтаже прижать радиатор к поверхности элемента на 10 сек. Мы прижимаем на 15-20 сек. Каждый из радиаторов. Результат на фото:

 

 


Судя по обзорам, комплектная термопаста GC-2 зарекомендовала себя положительно, поэтому используем ее. Монтаж кулера описан в обзорах, и затруднений не представляет. Единственное, что нужно заметить, - пасты мало, хватает ровно на один раз.

Перед размещением собранной видеокарты в корпус еще раз убеждаемся в том, что все винты затянуты туго, плата не изогнута, радиаторы держатся надежно.

 

 


Кстати, автор чуть не забыл. Из форумов известно, что вентиляторы кулера на своей максимальной скорости (~ 2000 об/мин) производят пусть не сильный (по сравнению с референсной турбиной!), но все таки - шум. Некоторые рекомендуют использовать залмановский регулятор оборотов FAN MATE 2. Немного неудобно, учитывая что в системном блоке автора уже установлен другой регулятор - реобас ZM-MFC1. Поэтому дорабатываем соединительный кабель кулера. Отрезаем его коннектор ("папу"), и вместо него аккуратно оконцовываем кабель обычным 3-х пиновым вентиляторным коннектором. Этот 3-х пин пойдет в 3-х пиновую "маму" Y-образного соединительного кабеля реобаса. А родного гилидовского "папу" (4-х пин) прикрепляем ко второму концу Y-образного кабеля реобаса. Именно он и пойдет в 4-х пиновую "маму" видеокарты. Все это нужно для того, чтобы не просто регулировать обороты вентиляторов кулера, но и наблюдать значение их скорости в "окне" мониторинга программных утилит, таких как MSI Afterburner или EVGA Precision.


Результаты. Раунд 1.

Сообщим сразу - картинок будет мало, в основном цифры. И добавим, что ничего сверхъестественного в результатах нет. Все ожидаемо, на это и был расчет.

Система (конфигурация оборудования) - в профиле автора. Разгонные показатели в профиле - не для повседневного использования, а для бенчмаркинга.
Особо следует упомянуть об организации охлаждения внутри корпуса системного блока (вентиляторы и их расположение):

Фронт-вдув: 200-мм CM MegaFlow + 120-мм Scythe GentleTyphoon.
Бок-вдув: 200-мм CM MegaFlow.
Низ-вдув: 120-мм Scythe GentleTyphoon.
Верх-выдув: 200-мм CM MegaFlow.
Тыл-выдув: 120-мм Scythe GentleTyphoon.
Внутри: процессорный кулер Noctua NH-D14, т.е. 140-мм NF-P14 + 120-мм NF-P12.

 


Повторяемость результатов в системах с иной организацией охлаждения не гарантируется.
Учтем также, что нам достался сравнительно "холодный" экземпляр GTX 480, с напряжением питания ядра 0.962 В (под нагрузкой - 1.000 В).

Для мониторинга значений температуры ядра использовалась утилита MSI Afterburner. Для контроля (только контроля, а не измерений!), - для контроля значений температуры поверхностей силовых элементов (VRM) использовался мультиметр MY-64 с термопарой открытого типа К1-89 (прибор поверен). В виду того, что все необходимые поверхности скрыты под радиаторами, термопара прикладывалась к боковым (торцевым) поверхностям элементов, указанных на рисунке:

 


Для контроля значений температуры воздуха в помещении использовался обычный бытовой термометр.

В качестве тестов использовались: "нагреватель" FurMark v1.8.2 (настройки по умолчанию, длительность - около 6 мин.) и игра Мафия II (настройки близкие к максимальным, разрешение 1680х1050, сглаживание х4, PhysX - макс.), игровой эпизод - квест "Наскипедаренный" (ограбить 5 магазинов за 5 минут) - сцены, наполненные автомобильными погонями, перестрелками, взрывами и периодическими гибелями главного героя (длительность - около 1 часа, постоянное повторение со сменой районов города).

Поехали.

GTX 480 + Gelid Icy Vision и состояние относительного покоя (2D)

V ~ 2000 об/мин (скорость вращения вентиляторов кулера)
Тпомещения = 20°C
ТGPU = 31°C
Т1 = 31°C
Т2 = 34°C

V ~ 1500 об/мин
Тпомещения = 20°C
ТGPU = 32°C
Т1 = 32°C
Т2 = 34°C

 


GTX 480 + Gelid Icy Vision и игра Мафия II (3D)

V ~ 2010 об/мин
Тпомещения = 20°C
ТGPU = 57°C
Т1 = 55°C
Т2 = 57°C

 


V ~ 1500 об/мин
Тпомещения = 20°C
ТGPU = 60°C
Т1 = 60°C
Т2 = 62°C


GTX 480@850/1700/4000 + Gelid Icy Vision и игра Мафия II (3D)

V ~ 2010 об/мин
Тпомещения = 20°C
ТGPU = 61°C
Т1 = 61°C
Т2 = 62°C

GTX 480 + Gelid Icy Vision и FurMark (полная загрузка)

V ~ 2010 об/мин
Тпомещения = 21°C
ТGPU = 84°C
Т1 = 72°C
Т2 = 75°C

 


Послесловие

С показателями температуры ядра все в порядке. А вот показатели температуры VRM вызывают легкое недоумение. Ожидалось градусов 80-90. Неужели все настолько замечательно? Из метрологии известно что выбор метода измерений (и оценки) играет значительную роль в правильности (достоверности) результатов. Мы прикладывали сенсор термопары сбоку к силовым элементам, причем, - к элементам, расположенным на самом краю печатной платы. Только этим можно объяснить такие низкие значения, - мы же помним что внутри системника "дуют ветры". На всякий случай мы убедились в правильности показаний мультиметра, - термопара была помещена в кипящую воду, показания - 99°C. Замечательно. И тем не менее, остался вопрос - как подтвердить результаты, и как промониторить остальные элементы VRM.

По поводу температуры ядра.
До установки Icy Vision в простое это было ~ (40-44)°C при (20-25)°C воздуха в помещении, при относительно комфортном уровне шума стоковой турбины. Разница с Icy Vision - на лицо.
FurMark на стоке прогревал ядро до (85-87)°C при (20-25)°C воздуха. Казалось бы, разница не значительна. Но взглянем на "стоковый скриншот":

 


Это, прежде всего, агрессивные настройки управления турбиной и... 100% скорости ее вращения. Как уже говорилось, это трудно переносимо на слух. Поэтому главный выигрыш от замены СО - не столько уменьшение нагрева, сколько тишина видеокарты под нагрузкой. За это стоило бороться. И кстати, по поводу нагрева - на стоке игра Кризис прогревала ядро в пределах (67-72)°C (мониторилось при разных внешних условиях, 72°C - это в нынешнюю летнюю жару), при (60-70)% от максимальной скорости вращения турбины! И хотя сравнивать разные виды нагрузки некорректно (Мафия II и Кризис) - все-таки, результат есть, и он не плох.

В целом нормально. Холоднее и несравнимо тише. При скорости вращения вентиляторов кулера ~ 1500 об/мин - его практически не слышно.
По поводу оценки температуры VRM - честно говоря, были опасения даже таким примитивным способом мониторинга увидеть на приборе цифры близкие к 100°C. Этого не произошло, что вселяет надежду.
Раздел с результатами был назван "Раунд 1".
Остается убедиться в правильности полученных результатов и промониторить всю область VRM.
Ищем тепловизор.

 

Публикация осуществлена по разрешению автора статьи и от его имени (никнейма), оригинал располагается на ПС оверклокеров.

Орфография и пунктуация автора оставлены без изменений

 

       
}

 
Последние материалы на сайте:

Уважаемые посетители! Я решил попробовать себя на ниве стриминга. Кому интересно поболтать за жизнь и поглядеть на мои потуги в ретро-играх и новье, прошу сюда.

Регистрация / Вход
Пожалуйста войдите на сайт, введя свои логин и пароль.


Темы с форума

  • Нет сообщений для показа

Свежие комментарии из DISQUS


d18e1eafc8e01fd7df87315c0528197d